Мостотрест - дивиденды в прошлом
Подконтрольный Аркадию Ротенбергу Мостотрест - одна из старейших компаний, основана в далеком 1930 году. Из названия понятно, что основная деятельность связана со строительством мостов.
Приветствую, друзья!
Долго думал какой сектор разобрать на майских праздниках, что-нибудь такое, где не так много компаний, решил остановиться на секторе строительства.
История компании Мостотрест
Мостотрест - одна из старейших компаний, основана в далеком 1930 году. Из названия понятно, что основная деятельность связана со строительством мостов. В период войны 1941-1945 годов Мостотрест вел активную работу по восстановлению разрушенных мостов и строительству новых.
Вот что указано на сайте компании:
«Мостотрест» специализируется на строительстве и реконструкции автодорожных, железнодорожных и городских мостов, дорог, а также других инженерных сооружений; оказании сервисных услуг по эксплуатации, содержанию и ремонту автомобильных дорог и мостов; инвестировании в инфраструктурные проекты.
Важные даты
- В ноябре 2010 года компания вышла на IPO. Основным акционером до 2015 года были компании Marc O’Polo Investments Ltd. (38,6 % принадлежало Аркадию Ротенбергу, а затем его сыну Игорю Ротенбергу и 29,4 % управляющей компании НПФ «Благосостояние»).
- 29 апреля 2015 года ОАО «ТФК-Финанс» стал владельцем 63,6% акций ПАО «Мостотрест» в результате приобретения 38,6% акций (т.е. всего пакета) у компании Marc O’Polo Investments Ltd. Основные акционеры «ТФК-Финанс» - управляющая компания НПФ «Благосостояние», 36,4 % акций - в свободном обращении.
- 19 августа 2015 года ОАО «ТФК-Финанс» увеличило долю в ПАО "Мостотрест" с 63,6% до 94,2% акций.
- 11 апреля 2018 ПАО «Мостотрест» сообщил, что получил уведомление о том, что новым владельцем акционера компании АО «ТФК-Финанс», владеющего 94,2% акций ПАО «Мостотрест», стал принадлежащий Аркадию Ротенбергу ООО «Стройпроектхолдинг».
Всего в России около 42 тыс. мостов и переправ, это с одной стороны достаточно много, но с другой этого крайне не хватает для полноценного транспортного и грузового сообщения. Во многих городах, расположенных вдоль больших рек, таких, как Волга, Ока и т.д. проблема с мостами очень острая, люди теряют по несколько часов в пробках, чтобы переправиться с одной стороны реки на другую (сам был свидетелем этого в Самаре и Нижнем Новгороде). Так что потенциал нового строительства есть и он востребован для людей, но это не сильно рентабельное дело, как мы выясним чуть дальше.
Из крупных реализованных проектов Мостотреста можно выделить следующие:
Транспортный переход через Керченский пролив, мост «Живописный» через Москву-реку в Серебряном бору в Москве, вантовый мост через Оку около Мурома, Пулковская транспортная развязка и Большой Обуховский мост в Санкт-Петербурге, участки автодороги М-4 «Дон» в обход Воронежа и в обход населенных пунктов Новая Усмань и Рогачевка, участок автодороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург» в обход Вышнего Волочка, участок автодороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург» км 15 - км 58, Бусиновская транспортная развязка.
Подробный список реализованых проектов можно посмотреть ТУТ. Список строящихся объектов ТУТ.
"Тесная связь" с властью
Аркадий Ротенберг был близко знаком с В. Путиным еще по дзюдо и долгое время был его спаринг партнером. С 1998 года — генеральный директор созданного совместно с Геннадием Тимченко по идее Владимира Путина Санкт-Петербургского спортивного клуба дзюдо «Явара-Нева», почётным президентом которого стал сам Владимир Путин.
Ходят слухи, что после того, как В.В. Путин стал президентом РФ некоторые заказы Ротенберг получал не на конкурсной основе, что давало его компании определенные (не рыночные) преимущества перед другими девелоперами. Мы не будем сейчас углубляться в детали, каждый сделает собственные выводы.
Давайте теперь взглянем на финансовую сторону компании Мосторест.
Инвестиционный анализ Мостотрест
Сразу обращаю внимание на то, что FreeFloat у компании составляет всего 5,8%, что очень мало и в любой момент акции могут быть выкуплены мажоритарием.
Финансовые показатели Мостотрест
Активы в данном случае нам мало о чем говорят, как и у всех девелоперов долги доминируют, при этом капитал с 2012 года практически не вырос.
Выручка удвоилась практически за 6 лет, но в последние 2 года мы видим определенную стагнацию. Сама компания объясняет это тем, что большой объем работ был передан субподрядчикам, в следствии чего выручка самого Мостотреста не выросла и даже сократилась на 1%.
Если взглянем на структуру выручки, то видим, что львиную ее долю составляют доходы от строительства дорог и мостов:
Денежный поток у компании сильно плавает из-за изменения оборотного капитала:
Но это вполне нормально для девелопера, который работает с субподрядными организациями.
А вот чистая прибыль неплохо так припала, на целых 43%. Давайте разберемся, почему так произошло. Смотрим на долговую нагрузку:
Компания привлекла заемных средств на 10 млрд. руб больше, чем погасила, другими словами, она взяла еще в долг 10 ярдов. В следствии этого выросла и сумма за обслуживание данных кредитов, что и сократило чистую прибыль:
Перейдем к главному, рассмотрим динамику чистого долга и EBITDA:
На первый взгляд кажется, что у компании сократился долг, хотя чуть выше мы видели обратное, почему так?
Если посчитаем, то кредитов было в 2017: 35 млрд. руб, в 2018 году: 44 млрд. руб. Все верно, увеличились примерно на 10 млрд. руб (я после запятой не считал, поэтому погрешность).
А если мы глянем в балансовый отчет, то увидим, что у компании просто выросло количество кэша почти в 2 раза, из-за этого и сократился чистый долг.
Пару слов про рентабельность:
Рентабельность EBITDA, как и рентабельность капитала у компании в 2018 году составили 6,5% (вклад в Сбере больше давал).
Но, зачем же тогда вообще такую компанию покупать, увеличивающую кредиты, низкорентабельную?
Ответ: Дивиденды.
Да, лично я покупал данную компанию исключительно ради дивидендов и из-за низкого FreeFloat на небольшую долю портфеля (2,9%). Соотношение чистого долга к EBITDA вполне нормальное, около 1,2. Ошибкой ли была данная покупка, учитывая, что я ее держал с 2016 года? Давайте разбираться.
Пока компанией владел НПФ "Благосостояние" до 11 апреля 2018 года дивиденды платились исправно. А зачем еще НПФу компания, если она не дает молока? Но в апреле все изменилось и Аркадий Ротенберг вновь взял штурвал в свои руки. И тут такое...
Как вы знаете, единственная идея, под которую я держал данную компанию - дивиденды. Сказать, что я сильно разочарован, нет, после публикации отчетности за год, меня посещали подобные мысли, но давайте выстроим логическую цепочку, как это делал я.
С одной стороны у компании была определенная история дивидендных выплат с 2009 года, да они время от времени, то вырастали, то снижались, но платились исправно. Наличие НПФа в акционерах давало определенную уверенность в дивах. Когда Ротенберг консолидировал Мостотрест, у меня еще оставалась доля уверенности, что дивы останутся, да, из-за не очень хорошего отчета они могут сократиться и я готов был бы получить даже 5 рублей, но получить. Тем более, акций в свободном обращении всего 5,8%, как мы с вами видели, т.е. основную часть средств получил бы сам Ротенберг, это тоже немного вселяло уверенности, но нет. Как говорит Лариса Викторовна, мажоритарий не заинтересован в выплате дивов. Такая вот у нас корпоративная культура, к сожалению, очень мало компаний, которые исправно платят дивы, увеличивая их ежегодно, или хотя бы не снижая, коими были Мостотрест и ЛСР из девелоперов. Интересно, не удивит ли нас ЛСР в этом году? )))
В целом это очень интересная и поучительная история, если у компании нет четкой и внятной див. политики, то нам никто ничем не обязан и мы держим такие акции на свой страх и риск, благо, я это осознавал и не наращивал долю.
Как только я узнал о том, что совет директоров рекомендовал не выплачивать дивы, сразу зафиксировал позицию.
Но вернемся к компании. Вы все знаете про майские указы Президента. Там значительная часть средств будет выделена на строительство дорог и мостов, помните как реагировали акции Мостотреста, когда появилась новость про строительство моста через Волгу?
Или чуть более ранняя новость про дорогу Джубга - Сочи:
А вспомните еще про мост на Сахалин... Как там взлетели котировки.
Потенциал у компании есть, возможно в связи с отсутствием дивов в ближайшее время цены акции немного просядут, рублей до 80. Возможно кому-то она станет интересна вновь, как вы помните, до 2024 года (пока В.В. Путин у власти) Мостотрест будет чувствовать себя уверенно.
Какие видит перспективы в этом году сама компания:
Мосторест выполняет в основном гос.заказы, но мы уже понимаем почему.
Следим за бэклогом компании (удобнее это делать по презентациям), возможно в ближайшее время туда попадет какой-нибудь крупный лакомый проект и резко изменит финансовые показатели компании.
Я пару месяцев еще посижу, подуюсь на компанию, посмотрю мелодраму с мороженым и отпустит ))).
Всем успешных инвестиций!
Финансовая отчетность и мультипликаторы Мостотрест доступны на
FinanceMarker.ru
Представленная информации носит исключительно информационный характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.